Фирма MÄRKLIN

Константин Нильский

В свое время, на ежегодной ярмарке игрушек в Нюрнберге на стенде фирмы Märklin мне довелось услышать фразу о том, что Märklin среди модельных железных дорог то же, что Mersedes среди автомобилей. Тогда я подумал, что столь высокое самомнение сотрудников этой фирмы вызвано больше раскрученностью марки и ее многолетней историей, чем качеством производимой продукции. Ведь другие известные производители, такие как ROCO, Fleischmann делают модели столь же высокого уровня. Особенности фирмы Märklin проявляются при более близком знакомстве с ее продукцией и с историей ее развития.

В 1859 г. Вильгельм Мёрклин основал в швабском Геппингене заводик, название которого сегодня известно каждому немцу с пеленок. Вначале предприятие занималось выпуском игрушек из жести: кухонных плит и посуды к ним, игрушечных каруселей, корабликов и т.д. В 1891 г. на Лейпцигской ярмарке фирмой Märklin впервые в мире была представлена действующая модель железной дороги со всеми принадлежностями: рельсами, стрелками, перекрестками и т.д. Паровоз был заводным. Железнодорожная сеть в Германии в это же время росла невиданными темпами - с 12000 км в 1859 г. до 46000 км в 1891 г. Соответственно, в стране интерес к железнодорожному делу был огромен. Это и обеспечило успех продукции Märklin.rn

В 1895 г. выходит в свет первый набор электрифицированной железной дороги с трамваем. Märklin не перестает удивлять общественность - появляются игрушечные паровозики на настоящей паровой тяге! Предприятие быстро растет - количество работников к 1914 г. достигает уже 600 человек. В 1925 г. Märklin приходит к новой идее - создавать не просто движущиеся локомотивы, но делать точные копии реально существующих паровозов и вагонов. С 1927 г. по 1939 г. фирма вновь переживает стремительный подъем. В 1935 г. компания из Геппингена представляет новую идею - настольную железную дорогу с шириной колеи 16,5 мм (НО). С этого времени новый железнодорожный масштаб (1/87) стремительно завоевывает сердца любителей модельных железных дорог и становится основным для всех последующих производителей. Литье из цинкового сплава и другие новые технологии изготовления моделей позволили резко повысить их качество и степень достоверности.

В годы войны производство Märklin практически не пострадало, что позволило быстро возобновить его уже в первые послевоенные годы. Впрочем, в разоренной войной Германии мало находилось людей, которые могли позволить себе роскошь покупать игрушки, по этому на первых порах модели шли преимущественно на экспорт. Но уже с 1948 г. модели Märklin стали доступны и в Германии, продажи росли из года в год, и тенденция эта сохраняется вот уже более 60 лет.

В 1972 г. Märklin воплощает в жизнь новую техническую идею - mini-club - производство самых маленьких железных дорог с шириной колеи всего 6,5 мм (масштаб "Z" 1:220). А в 1979 г. появляется полностью управляемый с помощью электроники макет железной дороги - тоже впервые в мире.

1984 г. ознаменовался внедрением системы цифрового управления моделями поездов "Märklin digital" позволяющей независимо управлять каждым из находящихся на рельсах составов, в том числе и с помощью компьютера. При этом радикально изменился принцип управления железной дорогой: ранее направление и скорость движения локомотива регулировались изменением силы тока, подаваемого на рельсы. При цифровом же управлении бегущий по рельсам ток не изменяется, а управляющие команды подаются непосредственно локомотиву. Это позволило многократно увеличить возможности модельной железной дороги, упростить управление и монтаж ее элементов.

К сожалению, жесткие рамки статьи не позволяют более подробно описать все достижения фирмы Märklin. Märklin сегодня - это большое современное предприятие, где работает около 2000 человек; Märklin - это примерно 60% всего модельного железнодорожного рынка Германии, а он очень велик, достаточно сказать, что в Германии модельную железную дорогу дома имеют 5 миллионов семей! Это увлечение стало практически национальной традицией, еженедельно по центральным каналам телевидения можно увидеть несколько передач, посвященных этому хобби. Слово "Märklin" в Германии имеет уже гораздо больший смысл, чем просто название хорошей модельной фирмы. Технические особенности моделей железных дорог Märklin существенно отличаются от моделей других производителей.

Модели Märklin поставлялись в нашу страну, причем, практически сразу с момента их появления и до середины ЗО-х годов ХХ века. В семье последнего российского императора железная дорога Märklin была одной из самых любимых игрушек.

В настоящее время модели железных дорог Märklin стали для коллекционеров наиболее притягательными объектами, и цена некоторых коллекционных моделей достигает десятков и сотен тысяч долларов. Посмотрите, не завалялась ли где-нибудь в сундуках ваших бабушек парочка паровозиков Märklin, ведь каждый из них вполне может оказаться дороже самого современного "Роллс-ройса"! И до сегодняшнего дня модели железных дорог фирмы Märklin являются не только объектами коллекционирования. Ведь рост стоимости многих из них (особенно так называемых "limited edition" - когда модель выпускается небольшой серией заранее заявленного объема, каждая модель такой серии номерная) превышает размер годовых процентов по вкладам в западных банках.rn

Статья воспроизводится с разрешения автора.