Самолет ВМ-Т «Атлант»

Представляя макеты – точные масштабные копии интереснейших моделей самолетов ЭМЗ им. Мясищева, мы начинаем серию статей о замечательных летательных аппаратах легендарного завода.

Первая наша статья о модели Самолет ВМ-Т «Атлант»


В 70-х года прошлого века партией КПСС и правительством СССР перед экспериментальными предприятиями авиапромышленности была поставлена задача по развитию национальной программы запуска МВКС «Буран». В рамках этих исследований было необходимо транспортировать уже изготовленный орбитальный корабль «Буран» и ракето-носитель «Энергия» с заводов на космодром.

В те ходы ведомства старались строго соблюдать сроки поставок и необходимость выполнить указанную задачу обсуждалась на самых высоких уровнях власти: запуск авиакосмических объектов старались привязывать к очередному Съезду КПСС, что символизировало всему миру очередное достижение социалистического общества.

Поэтому к этой задаче авиаконструкторы отнеслись со всей серьёзностью: доставка МВКС «Буран» и ракетоносителя «Энергия» на космодром должны были осуществиться ещё до опубликования документа -постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о запуске ВКС в рамках национальной программы. 

Поскольку габариты этих грузов значительно превосходили размеры железнодорожных платформ и железнодорожных проездов под мостами, то вариант перевозки по железной дороги оказался неприемлем. Водный путь также не подошел, поскольку на части пути водные артерии отсутствовали и всё равно требовалась железнодорожная перевозка.

Обсуждаемая даже идея создания сборочного завода на космодроме оказалась слишком дорогостоящей.

Самым подходящим вариантом оказывалась транспортировка воздушным путём:

Изначально разработчики системы “Энергия-Буран”  обратились в КБ Антонова. Космическую систему надеялись доставлять отдельными модулями с помощью самолетов типа Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан» или Ан-124 «Мрия». Однако имеющаяся на тот момент модификация Ан-22 не удовлетворяла требованиям транспортировки таких исключительных грузов, самолет «Руслан» был  недавно создан и для доставки модулей космической системы должен был дополнительно доработан, что  потребовало бы значительного времени. Самолета Ан-124 «Мрия» в те годы только проектировался и по срокам также не подходил для данного проекта.

Идея доставки грузов с помощью двух вертолётов была оценена как слишком рискованная.

Новый вид разработки ЭМЗ им. Мясищева – летательный аппарат – вертостат, на тот момент представлялась преждевременным для использования в качестве транспортного аппарата.

Именно тогда Генеральный конструктор В.М. Мясищев, предложил использовать стратегический бомбардировщик ЗМ, который уже более 30 лет зарекомендовал себя службой в частях Дальней авиации. К идее эксперты отнеслись скептически, однако В.М. Мясищев, опираясь на разработки ОКБ ЭМЗ убедил вышестоящее руководство в работоспособности и экономичности своей идеи.

Перед Владимиром Михайловичем была поставлена очень сложную задача, поскольку проект должен был быть выполнен в наикратчайшие сроки: доработки включали в себя модернизацию самолета с вариантами внешних нагрузок различного веса и центровки с возможностью автономного полета. Необходимо было увеличить длину фюзеляжа самолета, сделать двухкилевое оперение и провести другие доработки. Так, бомбардировщик ЗМ, был сначала переименован в ЗМ-Т, что означало его транспортное применение, а потом получил окончательное наименование ВМ-Т.

С этой задачей В.М. Мясищев справился менее чем за год и в 1978 году в ЦАГИ состоялась презентация проекта пяти полетных вариантов будущего транспортировщика.

Этот интереснейший проект позволил сэкономить огромные деньги нашей стране.

Сам самолет был построен учеником В.М. Мясищева - главным конструктором В.А. Федотовым в цехах ЭМЗ, который к тому времени уже носил имя его первого Главного конструктора - В.М. Мясищева.

Копию модели Самолет ВМ-Т «Атлант» можно приобрести в нашем магазине.


Написать комментарий